По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Донецкой Народной Республике в настоящее время на территории Донецкой Народной Республики отмечается тенденция к оборудованию большого количества скважин, в том числе устраиваемых образовательными, медицинскими, социальными и другими организациями для восполнения объемов воды, используемой на питьевые и хозяйственно-бытовых нужды.
Согласно требованиям статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 31.07.2025):
- Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
- Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилого строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
- Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Водные объекты, являющиеся источником хозяйственно-бытового и (или) питьевого водоснабжения, должны соответствовать нормативам СанПиН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) – водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ – использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарных правилами и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
При принятии решения об использовании воды из скважин необходимо учесть, что согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ):
питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2);
техническая вода – вода, подаваемая с использованием центральной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции (п. 24 ст. 2).
Однако, организуя собственные источники водоснабжения, предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.
Зона санитарной охраны (далее – ЗСО) – это зона с особыми условиями использовании территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охрана объекта.
В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ и статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение указанных законов постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуется на всех, вне зависимости от ведомственной принадлежности источниках, подающих воду, как из поверхностных, так из подземных источников.
В составе ЗСО входят три пояса, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:
первый пояс является поясом строгого режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;
второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;
третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.
Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируют от вида эксплуатационного источника водоснабжения (поверхностный или подземный).
Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типов водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.
Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.
Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в Управление Роспотребнадзора по Донецкой Народной Республике с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным нормам.
Согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Для использования воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения организациям, учреждениям и ведомствам необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на использование водного объекта (водозаборной скважины) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Получению санитарно-эпидемиологического заключения на водный объект предшествует процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта.
Последовательность согласования документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для целей хозяйственно-бытового водоснабжения:
- Согласование рабочей программы производственного контроля качества воды в Территориальном отделе Роспотребнадзора (пункт 12 Постановления Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»).
- Обследование скважины и водозаборного узла (далее – ВЗУ) на ней представителем ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», получение экспертного заключения по результатам обследования и рассмотрения предоставленного комплекта документов.
- Выдача Санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для целей хозяйственно-бытового водоснабжения производится в Управлении Роспотребнадзора по Донецкой Народной Республике по результатам рассмотрения предоставленного комплекта документов, в том числе Согласованной Рабочей программы производственного контроля качества подземных вод и Экспертного заключения по результатам обследования ВЗУ.
Отсутствие Санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для целей хозяйственно-бытового и (или) питьевого водоснабжения является административным правонарушением.
Качество воды из скважин должно соответствовать требованиям действующих нормативных документов – СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования содержания территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684 – 21), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Санитарных правил 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
В соответствии с требованием п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 – качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением) ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichiacoli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ,ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
При превышении требований гигиенических нормативов необходима разработка и устройство системы водоподготовки.
Невыполнение данных требований может привести к использованию для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд воды не гарантированного качества, и как следствие, к возникновению у людей различных заболеваний, а также ведет к применению мер административного воздействия и ограничения:
Размер штрафных санкций за невыполнение условий пользования недрами установлены частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
При этом привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности устранить выявленные нарушения.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа согласно ст. 6.5 КоАП РФ.
В случае, если в результате нарушений произошло массовое отравление или смерть человека, то это может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 236 УК РФ.»